Заочное обучение в школе
Алалия

Школа заочно – подготовка и старт.

Школьное обучение сына, к которому мы активно готовились весь предыдущий год, началось 1-го сентября. Многие усмехнулся – а когда ещё?! Но на самом деле, доступ к учебным материалам нам открыли сразу после оплаты, т.е. уже в июне. Форма школьного обучения “заочная-стандарт” в школе ЦОДИВ предполагает, что темп и сроки устанавливают сами родители в пределах оплаченного года. Если удобно заниматься неспешно, но без каникул – ваше право. Желаете осваивать предметы блоками? Ради Бога! Ребенок-совенок лучше занимается по вечерам – и снова карты в руки. Никто не будет навязывать вам жёсткие рамки. Школа публикует примерное расписание, но следовать ему или нет каждый организатор учебы ребёнка решает сам.  Достаточно раз в полгода сдать проверочные тесты по всем предметам. О плюсах и минусах этой головокружительной свободы расскажу отдельно.

Головокружительная свобода
Головокружительная свобода

Методическая подготовка

Чтобы эффективно начать совместную работу, мне пришлось основательно готовится. Это его учебный год стартовал в сентябре. Мой – много раньше. Я изучала учебные планы по каждому предмету, знакомилась с учебниками, выискивала подводные камни и пыталась понять как их преодолеть. То есть проводила методическую подготовку преподавательского состава в своем лице. Математика, окружающий мир и творческие предметы опасений не вызывали. Литература, в общем и целом, тоже внушала оптимизм. Учебник русского языка поднял мои волосы дыбом! Схемы предложений и слов, деление на слоги, постановка ударений, звонкие и глухие согласные, мягкие, подсчет звуков и букв!!!…

Схемы слов
Схематичное изображение слов

И это все человеку, которому многое сложно выговорить и даже иногда услышать! Школьные лекции и видеоуроки не рассчитаны на детей с логопедическим проблемами, алалией, дислалией и пр. Когда первые эмоции улеглись, стало понятно, что освоить этот материал нам ПРИДЕТСЯ, но подходы и приемы нужно изобретать самостоятельно. Как ни странно, эта мысль помогла мне успокоиться и собраться. К сентябрю я заготовила пару-тройку вариантов объяснения схем предложений, придумала как легче понять что такое слоги и т.д. Ни одна из заготовок не сработала на сто процентов. Но когда к ним добавилась импровизация с оглядкой на реакцию моего любимого ученика, результат стал очевиден. Без этой методической подготовки легко было бы удариться в панику и опустить руки.

Психологическая подготовка

В преддверии школы мы с сыном спонтанно проходили курс психологической самоподготовки. Словарный запас к семи годам у Дана был внушительным. Он поражал нас с папой формулировками определений, объясняя о чем он пытается сказать. Сами определения не всегда выговаривались, а иногда просто слова забывались. Зная слово и что оно означает, он часто подходил ко мне, чтобы я напомнила как это говориться. Понять с ходу о чём он получалось не всегда. Я просила сказать другими словами. Благодаря этому он стал спокойнее относиться к проблеме непонимания. Раньше пятое-шестое повторение исковерканного слова с недоумением слушателей вызывало гнев и слёзы. Теперь он понял, что добиться понимания можно! Я физически ощущала его облегчение, когда слово, живущее в голове получало звучание. Мы повторяли его несколько раз и довольные друг другом двигались дальше. Длинные слова были особой причиной расстройства. Мы повторяли их по слогам, склеивали по кусочкам, а они упрямо превращались в колобки, комкаясь в последний момент. В такие минуты мне приходилось держать себя в ежовых рукавицах – его раздражение бывало весьма заразительным и грозило вылиться в огромное и очень искреннее горе с установкой “я плохой!”. Что в свою очередь, заставляло замкнуться и замолчать надолго. Для ребенка лучшая возможность научиться верить в себя – видеть, что верят близкие. Эта вера даёт возможность пробовать снова и снова и побеждать в конечном итоге.

Психологическая самоподготовка
Контроль эмоций и разума

Попутно мы учились выражать обиду, гнев и раздражение не обижая окружающих. Именно мы – мне эта наука тоже полезна. Возникло желание купить ребенку (и не только ему) грушу и боксерские перчатки. Но пока обходимся дежурной подушкой для выпуска пара. Иногда меня накрывало тоской и безысходностью. Казалось, что я не справлюсь. Мне не хватало знаний психологии, неврологии, педагогических приемов и банального умения контролировать себя. Переживать своё несовершенство я уходила подальше от детских глаз. А потом принималась изучать соответствующую литературу. В каком-то смысле мы живём в замечательное время. Интернет даёт возможность найти информацию по любой теме.

Учебники и рабочие тетради

Эта информационная доступность заставила меня задуматься о списке учебников и учебных пособий. Всё ли из рекомендованного школой нужно иметь в бумажном виде? Те же учебники продаются в электронном виде для скачивания. По поводу математики, русского, литературы и окружающего мира сомнений не было – только книги!

Можно ли отдавать ребенка в первый класс
Программа “Школа России”

Возможность взять в руки, полистать и сделать заметки на полях облегчает восприятие. Да и утомляют экраны на порядок сильнее книг. Учебники по ИЗО, технологии и физкультуре я решила не покупать. Рабочие тетради – да, а учебники достаточно скачать. Ну уж если окажется, что без них никак, то докупить их можно будет в течении учебного года. Об этом решении я не пожалела. И в бумажном виде они нам не понадобились. Тем более, что школа предоставляет видеоуроки по всем предметам. Вот они очень полезны! И в плане получения знаний, и в плане знакомства с терминологией, которой я сама не владею. Терминология, в свою очередь, необходима ребенку при сдаче проверочных тестов. Откровенно говоря, рабочие тетради по этим предметам тоже остались полупустыми. Рисовать интереснее в альбомах, лепить, вырезать и клеить тоже прекрасно без рабочих тетрадей. Слушать музыкальные произведения, знакомиться с нотным станом и видами музыкальных инструментов так же можно без них. Что до теории урока физкультуры – это особая песня. Очень жаль, что наша школа не принимала справки от секций и спортивных школ для зачёта по этому предмету. Весь год до самого карантина Дан занимался в секции акробатики и прыжков на батуте. И есть у меня подозрение, что пользы от этого в плане освоения физкультуры было куда больше, чем от лекций и тестов по этому предмету. К заучиванию формулировок мы подошли как к тренировке памяти. Никакой иной практической ценности в этом я не увидела. 

Праздник знаний

Дан ждал момента, когда с полным правом сможет назвать себя первоклассником. Мы смотрели фотографии старшего брата, где он с букетом, в форме и с довольной улыбкой идёт в свой первый класс своей первой школы. Дан мечтал о том же. Для него вообще очень важны ритуалы и правила. Как только я показала сыну справку о зачислении в 1-ый класс, посыпались вопросы. Будет ли форма? А рюкзак? А цветы? А где учить уроки? Будут ли учебники?… И всё это должно было иметь точку отсчёта. Начало, которое отделило бы наши обычные занятия от школьных. Торжество, подтверждающее этап взросления, новый статус, новые обязанности. Лишить человека первой в жизни линейки было бы жестоко. Поэтому линейка состоялась. Мы купили ему форму в том же магазине, что и старшему брату, который перешёл в 11-ый класс. Букет цветов дополнил образ, и всей семьёй мы отправились на финальную линейку для старшего и первую для младшего.

Букет цветов
Букет на 1-е сентября

Дан послушал приветственную речь директора, посмотрел выступление школьников, подарил букет учительнице брата, а после даже посидел за партой в настоящем классе с доской и портретами писателей на стенах (спасибо классному руководителю старшего). Правда в обществе 11-тиклассников, но это уже было не важно. Он прикоснулся к таинству и был счастлив! То, что не всегда школьники учатся внутри школы Даник знал прекрасно. Брат был полгода на домашнем обучении после серьезной травмы и иногда к нему даже приходили учителя. Несмотря на то, что Дану тогда было всего три года, он это очень хорошо помнил. Его память не однажды вызывала наше удивление.
– Ко мне тоже будут приходить? – спросил он как-то меня.
– Конечно! – ответила я, – Только они будут приходить к тебе с экрана монитора.
Такая перспектива привела ребёнка в восторг. Он будет заниматься с помощью компьютера! Как мама, папа и брат! Вернувшись домой мы, как и положено, провели урок Мира и познакомились со всеми учебниками, которые ждали его на полке весь август. Рабочее место тоже было в полной боевой готовности. Так что праздник знаний состоялся!

Расписание

Предстояло выстроить систему – как будет проходить рабочий день. Во-первых расписание уроков. Для начала решено было следовать рекомендованному. Четыре урока в день в режиме пятидневки. Казалось бы зачем изобретать велосипед и искать свои пути взамен проторенных? Кроме того, необходимо было вписать развивающие занятия с дочерью, свою работу и домашние обязанности. Спортивные занятия для обоих совпадали по месту и времени, что облегчало мою задачу “увезти-привезти”. Лишняя пара часов во время рабочего дня упрямо не желала находится, а отказываться от физических нагрузок тоже нельзя. Это важная часть реабилитации для Дана. Более того, я вижу в этом очень важный момент развития домашних детей – ловкость, координация движений, общение с другими детьми… Думаю, плюсы очевидны. Ещё нельзя было забывать про логопеда и невролога. Пускать на самотёк неразрешенные проблемы? Разумеется нет! Я нашла недалеко от дома медицинский центр “НЭО”, который специализируется на детской неврологии и остеопатии. На своем опыте убедилась, что их штат – прекрасные специалисты высокого уровня.

***

Чем занять младшую непоседу, пока я занимаюсь с Даном? Попробовали звать бабушку. Результат – сорванные напрочь уроки. Внимание сына разлеталось на куски. Он прислушивался к происходящему в соседней комнате, переживал… В итоге стало понятно, что и с этой проблемой справляемся сами. На сегодняшний день темы, интересные для Алисы, походим вместе, а неинтересные заставили её научиться определенной дисциплине – не мешать и заниматься своим делом самостоятельно. Из любой ситуации можно извлечь пользу. Моя активная и общительная девочка слегка обуздала эгоцентризм, свойственный детям этого возраста. Хотя, конечно, я стараюсь вовлекать ее в процесс обучения и давать ей задания, подходящие ее уровню подготовки. У нее тоже есть учебники, прописи и так же оборудована собственная рабочая зона. И мамино внимание тоже бывает только для неё. К тому же, даже просто играя рядом, она запомнила многое из того, что мы изучали и обсуждали. Бывало, что задавая вопрос Дану, я получала его от Алисы.

Корректировка

Чуть позже выяснилось, что стандартное расписание нам не вполне подходит. Пришлось вносить вынужденные коррективы. Математика и русский язык в один день не проходили. Если первым уроком была математика, на русский не оставалось сил. Цифры, примеры, счёт, сравнение пролетали на ура. Но ведь есть ещё и задачи. Выслушав или прочитав условие, Даник сразу выдавал правильный результат, как только понимал о чём спрашивают. Объяснить как он его получил не получалось. Тем более сложно оказалось составлять примеры по условию задачи. Аллалия не проходит бесследно. Соотнести слова и математические действия – задача в нашем случае серьезная. Ещё одна трудность – терминология. Сложить, увеличить, найти сумму, прибавить. И все это знак “+”. Зачем столько разных слов для одного знака?! Научиться быстро ориентироваться ОЧЕНЬ сложно. А ещё “-“. И с ним тоже куча слов. Совсем печально стало, когда появились имена у членов сложения и вычитания. На этом этапе любовь к математике начала было меркнуть. Он радовался простому решению примеров как подарку. За рабочую тетрадь садился с радостью, но старательно игнорировал задачи, оставляя их для нашего совместного творчества.

Математика
Задачи по математике

Если я настаивала на самостоятельном решении, начинал тихо плакать. Поэтому разбирали задачи вместе, проговаривая по несколько раз, рисуя иллюстрации, раскладывая счётные палочки, делая предположения… Постепенно понимание приходило, терминология усваивалась. Просто энергии на это затрачивалось очень много. В общем, после математики на занятия русским языком сил не хватало ни у него, ни у меня. Да и творческие уроки уже не вдохновляли. Ребенок был выжат насухо. К моему удивлению, он с удовольствием читал после занятий. Как-то объяснил: когда читаешь, нужно только понять, больше ничего. Так что с литературой проблем почти не было. И она стала уроком в дополнение к математическому дню. 

Русский язык, как я и предполагала, сдавался не без боя. Он требовал спокойствия и собранности, выделенного дня для осознания и закрепления. Самое большое затруднение вызвали прописи. На мой взгляд, слишком сложные. С недостаточной отработкой элементов букв. Поэтому работали еще и по дополнительным. И все же к концу первого класса писать печатными буквами ему намного комфортнее. Зато когда что-то получалось, мы радовались вместе. Бурно и очень искреннее. Когда Дан осилил первый тренировочный тест, у меня в душе гремели фанфары. Наверное тогда я и поверила до конца в наши с ним совместные силы. После русского языка неплохо шел окружающий мир. Предмет интересный ребенку и очень прикладной. Многое он уже знал из наших подготовительных занятий и из совместных наблюдений во время прогулок. Темы, касающиеся географии вызвали особый интерес. Даник начал мечтать о глобусе.

Музыку, технологию и ИЗО мы оставили на выходные и на время, когда “душа попросит”. Творческие порывы по вечерам прекрасно вписывались в школьную программу. Мои четыре класса музыкальной школы наконец-то оказались полезными. Рисовать, лепить и т.д. я тоже всегда любила и с удовольствием занималась с обоими детьми. Оставалось опять-таки освоить терминологию для сдачи тестов. На основе тренировочных тестов я выписала все нужные определения, запомнила и старалась озвучивать во время занятий. Лекции по этим предметам спокойно включала для самостоятельного прослушивания, благо их не так много.

Время занятий

Мне очень повезло с характером сына. Он ответственный. Его можно убедить. Если не получается убедить, то его можно попросить – и он сделает. Но это не означает, что ребенок сам сядет за уроки. Семь лет не тот возраст, когда ответственность перевешивает сиюминутные интересы. Значит сделать так, чтобы он сел – моя задача. Попытка установить четкое время начала занятий ни к чему не привела. Я пыталась ввести правило заниматься с 9 утра. Но, учитывая особенности, поднимать его нужно в 6. А он совёнок. После пробуждения заторможен, блуждает внутри себя.

Сонный совенок
Совенок – особенность нервной системы

Невролог объяснила, что эта особенность может остаться с ним надолго. Иногда и трёх часов оказывалось недостаточно, чтобы прийти в рабочее состояние. Особенно если не выспался. Можно, конечно, нажимом заставить заниматься, но это стресс. В стрессовых состояниях работа порой кипит, но неизбежно возникает откат – полная апатия и невозможность усвоить что-то новое. Поэтому раньше 10-ти за уроки садиться мы перестали. Занятия стали плодотворнее.

В результате, вместо режима 5/7 у нас установился 7/7. Хорошо это или плохо? оценки можно давать разные, но именно такой режим нам подошел. Случались и спонтанные выходные среди недели. Плохое самочувствие, срочную работу и пр. никто не отменял. Порой Дан мне честно говорил, что сегодня заниматься не может. По опыту я уже знала, что лучше услышать. Значит действительно не может. Зато каникулы – это святое! Никаких занятий по необходимости – только желание. Тем более, что старший брат в этот период тоже в школу не ходил.

В таком режиме мы без лишнего напряжения смогли посещать нашу секцию, плотно поработать с логопедом, неврологом, психологом, остеопатом и прошли два курса “Томатиса” в “НЭО”. Нам помогли поставить-таки вредную “Р” и она раскатисто зазвучала в речи Дана, появляясь на первых порах даже там, где это не нужно.

Подводя итоги, могу сказать, что заочная форма школьного обучения имеет полное право на существование. Понятно, что подходит она не всем. Мы же остались довольны результатами первого года. Вопрос где Дан будет учиться во втором классе уже не стоял – разумеется ЦОДИВ.

Частная школа ЦОДИВ
Наша первая школа

"Я - это я. Точнее не скажешь. Все иное было бы уклонением от истины."© Да и кто о себе сможет рассказать больше? Ведь в это короткое слово вмещается слишком много сокровенного, совсем немного осознанного и слишком мало публичного...

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *