Садик — это важно, садик — это нужно?
Садик — это важно, садик — это нужно? Этим вопросом зачастую задаются родители, у которых нет необходимости и особого желания отправлять туда ребенка. Когда мы гуляем с детьми, частенько происходят спонтанные диалоги с родителями и бабушками новых компаньонов по играм. Интересно, что один из первых обязательных вопросов о том, в какой садик мы ходим. И зачастую, неодобрительное недоумение: как это не ходим? А развитие, социализация, а как же они в школу пойдут?… Отвечаю всегда одно и то же: «Старший вырос без садика. Школу скоро заканчивает. Проблем нет.» Понимания тоже нет. Садик прочно засел в мозгах общества, как обязательный элемент детства.
Учительница моего старшего, сама вырастившая троих детей, заметила как-то, что уж среднего-то в садик точно надо отдать, чтоб маме полегче было. Я рассмеялась. Ответила, что если бы они были мне в тягость, я бы их просто не рожала. Я с удовольствием отдала бы кому-нибудь часть бытовых вопросов, которые ну никак не хотят решаться сами. Уборка, глажка, мытье окон и т.д. и т.п. Но не детей. Мне какой-то дикой кажется логика сплавить ребенка на попечение чужой тети, чтобы спокойно намыть мои драгоценные полы. Другое дело, отправить их погулять с папой в выходные. Тут-то я бы и развернулась с уборкой безо всяких моральных терзаний! Но папа один с двоими выходить не рвется. Гуляем вместе.
Немного истории
Возвращаясь к садику, возникает вопрос: а может он действительно необходим? История возникновения занятна, но пересказывать ее я не буду. А вот тот факт, что после революции появились т.н. очаги, куда рабочий люд сдавал деток для присмотра, а в послевоенные годы в СССР появились ясли, принимающие детишек с 2-х месяцев, упомянуть стоит. Обоснованием этому было то, что необходимо освободить рабочие руки женщин для их более эффективного использования. Попросту говоря, женщины должны были работать, работать и еще раз работать, что они и делали. Моя мама выросла в этой системе. Ясли, круглосуточные сады, летние дачи, встречи с ее мамой по выходным и праздникам… Вопросом хорошо это или плохо никто особенно не задавался. Дети рождались, сдавались в воспитательный конвейер, а мамы трудились. Материнский инстинкт угасал. Медицина шагнула вперед, женщины ринулись на аборты. Желать тепла домашнего очага стыдно, строить коммунизм, не жалея себя, похвально. Но скоро будет некому.

И тогда, как великое благо, народу позволили нянчить своих малышей аж до полутора лет! Случилось это в 70-е годы. Два поколения выросло. Стало быть, институт семейного воспитания за время советской власти был практически уничтожен. Женщины из книг и лекций заново узнавали как это, когда малыш дома. Что с ним делают и как растят. Опять же, после года ясли. Коллектив и квалифицированные воспитатели. А маму к станку! И даже если в жизни ребенка присутствовали неработающие бабушки, посещение сада его стороной не обходило. Положено так. Зачем? Все же ходят!
***
Из этого пространного эссе вытекает один разумный вывод: детские сады нужны, чтобы родители могли работать. И в этом аспекте их роль велика и они необходимы и вчера, и сегодня, и завтра. А если мама не работает? Или работает дома? Стереотипное мышление невозможно отключить по щелчку. Образ жизни наших мам и бабушек, их опыт твердят нам, что садик — благо. Там специалисты занимаются, развивают, к школе готовят… Тот факт, что львиная доля воспитателей не имеет специального образования, а уж нянечки и подавно, никого не смущает. То, что работать в садики идут часто те, кто детей не любит, но больше никуда не может устроиться, тоже не останавливает. Установка дана четко: ребенок должен ходить в детский сад. Невзирая на относительно свободную маму. Кому он должен не понятно, но он очень должен усвоить принципы выживания в коллективе в условиях дисциплинарной муштры.

***
А что же с теми мамами, которые хотят и могут заниматься своими детьми самостоятельно? Кто мешает им самим рисовать, лепить, делать зарядку с малышами, танцевать, учить стихи? Ведь чтобы подготовить к школе сверх-знаний не требуется. Научить себя вести в обществе родителям куда проще на своем примере, чем педагогу выстроить нормальные взаимоотношения в большой группе детей. В первом случае идет естественное усваивание детьми поведения взрослых, а во втором идет жесткая имплантация правил и ограничений. Малыши в неконтролируемой группе быстро усваивают превосходство силы, напора и наглости.
Слушаю разговоры мам на площадке. 99% тех, чьим детям год с небольшим, мечтают отдать уже ребенка в сад. Кто-то на работу рвется, кто-то вполне откровенно заявляет, что «надоело с ним сидеть, пусть «воспиталки» мучаются, а я отдохну». Знаете что забавляет? У нас во дворе это в основном мамы вторых, а то и третьих детей. То есть с первым они не поняли, что ежедневное общение с родным человечком не в радость? Но осуждать кого-либо в мои планы не входит. Меня больше настораживает некий элемент пропаганды в этом вопросе. Исподволь, со станиц газет, с экранов телевизоров, из мониторов, из уст врачей к нам летит идея обязательности коллективного дошкольного воспитания. Там ребенка и воспитают, и обучат, и разовьют… Родители так точно не смогут.
***
Лет эдак 14 назад, когда передо мной встал в полный рост выбор: бросать работу или устраивать сына в садик, я выбрала первое. Спасибо мужу, способному взять на себя содержание семьи и разделяющему мои взгляды на этот вопрос. Но вот однажды, пожилая женщина из соседнего дома, узнав, что я рассталась с карьерой, начала крайне эмоционально доказывать, что я не имела права этого делать. И знаете почему? Такого аргумента я не ожидала! Садик — это нужно! Я обязана работать, чтобы платить налоги. Иначе как же она пенсию получать-то будет? И именно из-за таких безответственных как я, пенсия у нее такая маленькая! А ребенок мой, по ее словам, и без меня прекрасно вырастет. Ее же дети выросли… Только глубокое уважение к возрасту этой дамы заставило меня промолчать о том, как сильно меня волнует размер ее пенсии, особенно в разрезе благополучия моего сына.
Взгляд в сторону
Читала когда-то «Стрелу Аримана» Генадия Прашкевича. Этакая чудная модель будущего. Запомнилась она мне одним гротескным моментом. Детей у родителей забирают сразу после рождения и отдают в руки профессионалов, в т.н. «Общую школу», независимо от желания матерей. А чтоб те не возникали, проводится послеродовая психологическая обработка. Материнский инстинкт заменяется гордостью за то, что она подарила миру нового человека. Если очень хочется самой растить и воспитывать, будь добра заранее получить разрешение и одобрение специальной комиссии. А иначе — ни-ни! И общество-то благополучное, но мне туда не хочется. Под колпак утвержденной кем-то радости, под сень одобренных ценностей, в сообщество коллективно-довольных полуиндивидов…

А еще я очень боюсь одной логической ошибки, очень распространенной в нашей сегодняшней жизни. Я о подмене понятий. Между понятиями «возможность» и «необходимость» не может и не должно быть знака равенства. Это прекрасно, если у меня есть возможность в случае необходимости отправить ребенка в детский сад. Но это страшно, если я обязана это делать несмотря ни на что.
Послесловие
И еще один момент. Я не в коей мере не пытаюсь посеять негативное отношение к идее садиков как таковых. Я лишь за взвешенные решения и спокойное отношение к иному мнению. Каждый из нас принимает те или иные шаги исходя из своего жизненного опыта. Я не однажды слышала фразу «Не переносите на ребенка свой негативный опыт». Ее как мантру повторяют адепты организованного дошкольного воспитания. Доля истины в этом разумеется есть. Однако хочу заметить, что каждый из нас строит свою жизнь именно исходя из своего жизненного опыта.
Кому-то в садике было просто хорошо. Для них вопросов может просто не возникнуть. Активной от природы девочке было одиноко в детстве, а в садик она не ходила. Ее опыт говорит о том, что ребенку нужно общество сверстников. Сама обеспечить достаточное количество общения она возможно не сможет. Ее родители ведь не смогли. Для нее естественным решением вопроса «садик — это нужно?» будет однозначное «да». Моё детство и мой жизненный опыт говорят об обратном. Поэтому мой ответ на сегодняшний день «нет». Опять же именно на сегодняшний, ибо чрезмерная категоричность — признак ограниченности. А лишние рамки полноты жизни не добавляют.
Алина
"Я - это я. Точнее не скажешь. Все иное было бы уклонением от истины."© Да и кто о себе сможет рассказать больше? Ведь в это короткое слово вмещается слишком много сокровенного, совсем немного осознанного и слишком мало публичного...
Алалия или взгляд на пройденный путь.
Что такое любовь?
Вам также может понравиться
Чувство вины. Алалия. Взгляд на пройденный путь.
12.07.2019
Алалия или взгляд на пройденный путь.
03.05.2019
2 комментария
CharlesTen
— Ах, человек! Это самая ненадежная штука в мире.
Алина
Тоже люблю Ремарка.