Вредная “Р” или готов ли ребенок зарычать?
Готов ли Ваш ребенок произнести “р-р-р”? Очень простое и весёлое упражнение. Если у ребёнка оно получается легко, значит скорее всего готов. А регулярное выполнение подтолкнет и развитие произношения. Совсем неплохо справиться самим там, где это возможно.
Моей дочке уже пять. Она обожает поговорить. У нее прекрасный словарный запас, знает много сказок, песенок… Но при этом нет нескольких звуков. “Л” упрямо превращается в нечто среднее между “у” и “в”. Звук “р” глотается или выдаётся похожим на “в”. Меня это не удивляет – способы произнесения скопированы с брата, имеющего алалию и, как следствие, логопедические проблемы. Он – её друг, партнёр по играм, помощник и во многом образец для подражания. Когда Дан заговорил на своём языке, она тут же подхватила. Их диалоги были речью, которую понять могла только я. Но сами-то они понимали друг-друга прекрасно. Постепенно оба заговорили понятным языком. В каком-то плане Алиса обогнала Дана. Ей легче формулировать мысли и рассказывать она может долго и много. Прошло уже полгода, как Данику поставили долгожданную “р”. Я ждала, что дочь зарычит следом, но пока этого не произошло. Я попыталась увлечь её логогимнастикой, но ей эта затея пришлась не по душе. Повторять несколько раз одни и те же движения и звуки скучно. Аргументы на тему “брат же занимался” не сработали. Брату же “врач сказал так делать”. Задумалась было обратиться к логопеду. Тем более, что опыт есть и к кому обращаться за помощью знаю. А потом вспомнила об этом упражнении. Его делают как раз для того, чтобы понять готов ли ребенок с точки зрения физиологии к произнесению этого звука. Обычно дети с восторгом включаются в эту лого-игру.
Берем обычную салфетку и рвем ее на небольшие кусочки приблизительно сантиметр на сантиметр (ну очень приблизительно, не геометрией же мы занимаемся). Кладём на носик и просим сдуть. Но сдуть не губами, а язычком. Для этого язык нужно высунуть и изогнуть к носику, а поток воздуха направить вдоль языка. Чем сильнее подует, тем выше взлетит “снежинка”.
Восторга это действо вызвало немало. Первые попытки оказались неудачными, но когда “снежинка” взлетела, вслед за ней взлетел и целый вихрь эмоций. Дочь тут же заявила, что она снежная принцесса и пустилась заметать снегом дом. Не удивительно, что первую “р” я услышала у нее в словах “корона” и “карета”.
Алина
"Я - это я. Точнее не скажешь. Все иное было бы уклонением от истины."© Да и кто о себе сможет рассказать больше? Ведь в это короткое слово вмещается слишком много сокровенного, совсем немного осознанного и слишком мало публичного...
2 комментария
Яна
Спасибо за интересную идею, такой я ещё не встречала! Попробовали – смеха было много, процесс понравился, но, судя по всему, рановато ещё сыну рычать 🙂
Алина
Действительно, всему своё время. Как бы специалисты от медицины не проповедывали единые нормы и рамки развития детей, путь у каждого малыша индивидуален. И если человек 4-х лет способен поставить в шахматах мат взрослому сопернику, то отсутствие раскатистой “р” в слове “ура” точно не повод для огорчений! 😉